Великогубская школа в 20-ые годы XX века

 

МКОУ "Великогубская СОШ"

  

Школа в 20-ые годы XX века

 

 

 

(Из материалов выпускной квалификационной работы по теме "История Великогубской школы" студентки историко-филологического факультета КГПА в 2013 году Кулик Елены Викторовны, учителя истории  "МКОУ "Великогубская СОШ")

 

 

Во все времена школа обучает и формирует личность в рамках морально-нравственных, социальных, политических требований  конкретной социально-политической системы.

        В разное время задачи перед школой были разные. Если в ХIХ- начале ХХ века главной задачей школы было научить детей азам грамотности, то задачами советской школы в 1920-30 гг. являлись  ликвидация неграмотности и общественно-политическое воспитание учащихся.

     Великогубская школа образована в 1846 году в Олонецкой губернии Петрозаводского уезда Великогубской волости. С 1930 года Великая Губа относилась к Заонежскому району и была его центром, а с 1959 года относится к Медвежьегорскому району.

      Интересный фактический материал содержат воспоминания учителя Великогубской школы В. П. Савинкова и ученика школы первых послевоенных лет Е.А. Климова. Респонденты рассказывают о послевоенной школе. В послевоенный период в классе учились дети разных возрастов. Данная ситуация существовала не только в Великогубской школе, но и во многих других.

      После Октябрьской революции в деле народного образования произошли  существенные изменения. Советское государство приступило к реформированию школы.  В Олонецком крае оно началось с создания единой трудовой школы с полной преемственностью от ступени к ступени. 
     3 января 1919 г принято «Постановление исполкома Петрозаводского городского Совета о введении всеобщего обучения детей», в котором говорится: «Все дети 8-14 лет на основании Декрета о всеобщем обучении обязаны посещать школу… Родители, не отдавшие детей в школы и не заявившие об уважительных причинах, несут ответственность». Однако развернувшаяся Гражданская война и интервенция  привели к свертыванию многих начинаний, разрушили материальную базу системы образования.

     Великогубская опорная школа, расположенная в волостном центре, не имела специально построенного здания. Она располагалась в жилом доме в центре села. Расходы на ремонт школ включены в бюджет и с каждым годом растут.

     В 1928-1929 учебном  году Великогубская опорная школа была полностью обеспечена учебниками и классными принадлежностями. А также получала следующие периодические издания:  Крестьянская газета, Пионерская правда, Ленинские искры, Пионер, Труд в школе и детдоме, Сам себе агроном, Ёж.

     В 1926 году в Великогубской волости не было ни одной школы, где бы один учитель приходился на одну группу учащихся. Чаще всего учителю приходилось вести 2-3 группы, что не могло не сказаться на качестве успеваемости учащихся.     В Великогубской школе обучалось четыре группы учащихся, и работало два педагога: Ржановский Виктор Васильевич и Троицкая Мария Ильинична. Завхозом школы был Марк Петрович Троицкий. Мария Ильинична и Марк Петрович работали в Великогубской школе до 1931 года.

     В 1918-1919 году в «Бланках статистических сведений» значится учитель "Великогубской школы  I ступени В.В. Ржановский". Его отец, Василий Стефанович Ржановский, был священником Сенногубского прихода и заведовал церковно-приходской школой. "Нет необходимости говорить о том, почему Василий Стефанович Ржановский, отец 12-ти детей, в первые годы революции", - как пишет его внук, - отрекся от сана священника. И это не помогло. Шлейф «поповские дети» долго тянулся за молодыми Ржановскими, которым довелось немало натерпеться". В 1930 году в Сенной Губе комитет бедноты вынес решение о раскулачивании семьи Ржановских, которое было отменено в связи с тем, что 9 из 12 детей Василия Стефановича работали учителями. «Петрозаводчанин Андрей Васильевич Тимофеев рассказывал о своем «самом любимом», «замечательном» учителе в Великой Губе Викторе Васильевиче Ржановском, которому «сохранил благодарность на всю жизнь» и «хотел бы поклониться за все на его могиле», пишет: «Дети священника – это сейчас хорошо говорить, а тогда… Сколько бедный Виктор Васильевич испытал на себе. И тогда говорили ребята, мол, это «поповский сын».

      В 1927 году, окончив Череповецкое педагогическое училище, в Великогубскую школу на работу приехала Петухова  Мария Михайловна. С 1928 года заведующим Великогубской опорной школой был Приезжий Дмитрий Иванович. С 1923 по 1927 годы он работал в Середкинской начальной школе  Кижского сельсовета. О нем с благодарностью вспоминает  его ученица Колганова Е.К.: «Моим первым учителем был замечательный педагог Д.И. Приезжий. В начальных классах у меня появилась мечта стать учителем, таким, как Дмитрий Иванович». Заведующий школой назначался отделом народного образования. На него возлагались следующие обязанности: следить за ходом учебно-воспитательного процесса в школе, заботиться о содержании в порядке здания школы, отвечать за снабжение школы хозяйственными и учебными материалами, наглядными пособиями, за ведение школьной документации.  Агния Ивановна Приезжая преподавала в начальных классах. Технический персонал школы назначался и увольнялся заведующим школой. К концу 1920-х годов школа была укомплектована учительскими кадрами. 

      Таким образом, к концу 1920-х годов положение с укомплектованием учительскими кадрами  в Великогубской школе улучшилось. Теперь один учитель вел одну группу учащихся.

      В 1918 году в школе были отменены отметки. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств  производилась  на основании успехов учащихся,  по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы. Были отменены домашние задания и все виды экзаменов.

      В 1923/24 учебном году Наркомпросом были изданы уже в качестве обязательных комплексные учебные программы, разработанные под руководством Научно-педагогической секции Государственного ученого совета (создан в 1919 г.).

      В Великой Губе основным занятием населения  являлось сельское хозяйство. Главными объектами его изучения   были две отрасли -  животноводство и огородничество.

      В 1928-1929 учебном году учащиеся школы ухаживали за свиньями.     Школа имела и земельный участок, где учащиеся выполняли следующие работы: рыхление почвы, очистка от мелкого камня, удобрение, рыхление почвы, прополка и  посадка  гороха, картофеля, турнепса  и других огородных культур.

      Грядки на участке распределялись по группам, и каждой возрастной группе выделяли соответствующий перечень растений для выращивания (по степени трудности выращивания отдельных видов культур). Дальнейший уход за посевами в летнее время и ведение записей  выполняли близко живущие учащиеся.

      Остальным учащимся давали домашнее задание. На дом выдавали семена тех же сортов и того же качества, что сеялись на школьном огороде.  Количество видов было сведено к минимуму – два или три вида, но все прочие условия ухода нужно было соблюдать как на школьном огороде. Свои наблюдения дети должны были записывать. Из выращенных растений осенью в День урожая устраивалась выставка. 

      В зимнее время велась подготовка к летним занятиям. Проводились исследования,  какие огородные культуры  и в каких количествах выращиваются в данной местности. Весной производили закупку семян и выращивание некоторых видов растений в ящиках.

      В школе организовывались санитарные и хозяйственные артели. Полностью поддерживали чистоту в классных комнатах, коридорах  и на школьном дворе.

      Особая роль в этот период отводилась воспитательной работе школы, целью которой было формирование настойчивости, трудолюбия, социальной активности, духа солидарности и интернационализма. Детский коллектив признавался основным инструментом воспитания, который формировался в ходе общего труда и связей с окружающей жизнью. В воспитательных школьных системах активно развивались формы детского самоуправления.

       В начале учебного года в школе осуществлялась первичная регистрация учащихся. В специальном журнале записывались все поступившие в школу дети. Для учета посещаемости в  школе учащиеся старших групп готовили регистрационные листы для каждой группы. Ежедневно учащиеся отмечали себя в регистрационном листе. Основные значки этих отметок – «б» (был), «нб» (не был). «В конце дня клетки присутствовавших на уроках  детей будут заполнены буквами «б», не бывших останутся пустыми. Когда дети, пропустившие уроки, являются в класс, они свои пустующие клетки на листах должны заполнить значками «нб» и условными значками, обозначающими причину их неявки (примерно 1- болезнь, 2 – отсутствие обуви или одежды, 3 – домашние работы, 4 – местные праздники, 5 – плохая погода, 6 – разные причины и  т.д.) ». В конце месяца эти листы сдавались в учетную ученическую комиссию. О пропусках уроков ученическая комиссия информировала каждый месяц общее ученическое собрание. Учетные листы сохранялись до конца года и на их основании делались выводы о посещаемости детьми школы и намечались меры по устранению причин, мешающих посещать школу.

        Для наиболее плодотворной работы учителей массовой школы в каждом районе выделялись опорные (районные) школы, которые должны были распространять вводимые  новшества и способствовать развитию образования. Наиболее распространенным типом районной школы являлась школа, обслуживающая окружную волость (радиус в среднем 30 верст). Под руководящим влиянием Великогубской опорной школы  находилось 13  школ района: Типиницкая, Виговская, Яндомозерская, Вегорукская, Великонивская, Сенногубская, Пургинская, Леликовская, Космозерская, Бережская, Устьяндомская, Сибовская, Тереховская.

       Можно сказать, что 1920-е годы – это «экспериментаторский период», в котором происходили педагогические эксперименты, демократические искания учителей и ученых того времени.

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения