План - график мероприятий по введению новых ФГОС (май 2022)
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 "Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования" (pdf. 2,85 МБ)
- Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.
- Пояснительная записка к ФГОС ОО
- Примерная программа ФГОС НОО
- Порядок введения ФГОС НОО (проект)
- Проект ФГОС общего образования
- Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования
- Приказ о введении изменений в фГОС НОО
- Пояснительная записка к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования
С такими документами вы можете познакомиться на сайте:
http://standart.edu.ru/
ОТВЕТЫ
Министерства образования и науки Российской Федерации
на вопросы по различным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС)
Вопрос 1. Действительно ли, в рамках ФГОС преподавание некоторых предметов в школе будет осуществляться за счет родителей? И как это будет происходить?
8 мая 2010 года Президент России подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Переходный период для введения закона составляет полтора года: с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года.
Суть закона применительно к системе общего образования состоит в предоставлении большей финансовой самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и денежными средствами. При этом для родителей и общественности повышается прозрачность расходования финансовых средств.
Закон меняет механизм предоставления средств учреждениям. Казенному учреждению средства будут предоставляться по-прежнему по смете, которую директор школы должен неукоснительно соблюдать и выполнять.
Вторая ситуация – это бюджетные и автономные учреждения. В данном случае учреждению будет предоставляться субсидия на реализацию, в том числе, стандарта. В этой ситуации директор уже самостоятельно принимает решение о том, как эти деньги распределить, самостоятельно, но не бесконтрольно , потому что есть общественные советы, есть наблюдательные советы, которые тоже принимают непосредственное участие в распределении этих средств.
Если школа получает средства от дополнительных платных услуг за рамками стандарта, то, в соответствии с новым законодательством, эти средства поступают непосредственно в учреждение. И учреждение уже само решает, куда эти деньги направить: на ремонт крыши, на покупку учебников, еще на какие-то нужды
Государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объёме. Все те предметы, которые сейчас бесплатно преподаются в школе, по-прежнему будут бесплатными. Более того, ФГОС предусматривает финансирование еще до 10 внеурочных еженедельных часов. Это тоже гарантия государства, и это тоже будет бесплатно. Финансирование образовательных учреждений в связи с введением нового закона уменьшиться не может. Принятие закона позволяет школам более эффективно организовать расходование средств. При этом школам не потребуется создавать сторонние организации (например, фонды), для проведения финансовых операций. Теперь школа сможет открыть счёт в банке и получать все необходимые платежи именно на него.
Для образовательных учреждений государственное (муниципальное) задание формируется с учётом количества учеников, которые в нём учатся, и образовательной программы общеобразовательного учреждения. При этом субъектом федерации на основании рекомендованных Минобрнауки России модельных методик устанавливаются нормативы финансирования на одного учащегося. Закон предусматривает персональную ответственность руководителей за качество работы и за порядок и эффективность использования финансовых средств.
Вопрос 2 . Каковы ключевые особенности ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.
Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.
Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
Изменилась не только структура, но и методология стандарта.
Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.
Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.
Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.
В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются ее структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в Стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, тем, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, тем, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых; материально-технических, информационных, учебно-методических).
Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Вопрос 3. Каков статус и формат примерной основной образовательной программы? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом?
На федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС разрабатывается и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России примерная основная образовательная программа начального общего образования, содержащая в своей структуре, наряду с другими компонентами, базисный учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования нормативным документом не является.
Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения.
Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит и учебного плана, осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
Вопрос 4. Как взаимосвязаны такие документы как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования, основная образовательная программа, образовательная программа школы, и к чьей компетенции относится их разработка?
Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством России. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов закреплены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142. Стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.
Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (пункт 5.1 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
На основе примерной основной образовательной программы, образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причем разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные вместе общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.
Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
Вопрос 5. Какова периодичность утверждения ФГОС общего образования?
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
Вопрос 6. Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников?
ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.
Правила экспертизы учебников остаются прежними – чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.
В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. № 428, зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г., регистрационный №17623)
С тем, что учебники будут постепенно меняться, исходя из новых требований, согласны и разработчики стандарта, и издатели учебной литературы. В ныне действующем федеральном перечне есть учебники для начальной школы, которые могут быть использованы и после введения нового стандарта. Тем не менее, вопрос о том, какие учебники должны быть сделаны «под новый стандарт» сейчас активно обсуждается.
Вопрос 7. Приведет ли введение ФГОС к существенным изменениям условий труда работников образования? Как это повлияет на прием на работу (увольнение) работников образования?
При введении ФГОС существенно не меняются место работы, трудовая функция педагогического работника (в том числе его должность и вид поручаемой работы), условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, дата начала работы, характер работы. Это позволяет сделать вывод, что существенных изменений условий труда работников образования с введением ФГОС не произойдет. Следовательно, не произойдет и существенных изменений определенных сторонами условий трудового договора. Таким образом, введение ФГОС не повлияет на прием (увольнение) на работу сотрудников образовательного учреждения.
Вопрос 8. Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя в связи с введением ФГОС и в соответствии с какими документами?
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы , в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям её реализации.
Стандарт предъявляет сущностно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне завершается разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.
Вопрос 9. Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
В качестве содержательных механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.
В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:
разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;
кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
взаимообучение специалистов, обмен опытом;
совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
В качестве финансовых механизмов интеграции между учреждениями общего и дополнительного образования детей может быть организация взаимодействия:
на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования);
за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности.
Вопрос 10. Кто и как будет осуществлять контроль деятельности учителя по реализации требований ФГОС?
Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с определенной в учреждении системой внутришкольного контроля на основе реализуемой в нем системы оценочной деятельности.
В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».