Инструктивно-методические материалы по усилению мер по недопущению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся в образовательных учреждениях
В адрес Министерства образования Республики Карелия поступают обращения граждан о незаконном сборе дополнительных финансовых средств с родителей (законных представителей) на проведение ремонтных работ, материально-техническое оснащение образовательного процесса, приобретение учебно-методической литературы, хозяйственные нужды и другое. Анализ поступивших обращений от родителей (законных представителей) свидетельствует, что в ряде случаев руководителями общеобразовательных учреждений нарушаются основные требования Федерального Закона от 1О июля 1992 года N~ 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 11 августа 1995 года N~ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федерального закона от 7 февраля 1992 года N~ 2300-1 «О защите прав потребителей», постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года N~ 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», и иных нормативных правовых актов о порядке привлечения и использования благотворительных средств в образовательных учреждениях. В нарушение действующего законодательства со стороны родительской общественности допускаются факты принуждения родителей к участию в так называемой «благотворительной деятельности», зачастую инициируемой педагогическими коллективами и руководителями образовательных учреждений. Нарушение принципа добровольности общеобразовательными учреждениями при привлечении денежных средств родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников, таких как:
- требование внесения вступительного взноса при приеме ребенка в учреждение образования; - принудительный сбор денег на ремонт; - приобретение оборудования, учебной литературы; - принуждение к получению платных образовательных услуг; - принудительный сбор на организацию проведения торжественных мероприятий, посвященных окончанию учебного года, выпускных вечеров и тому подобные сборы средств, являются незаконными и не имеют под собой обоснованных решений. Неисполнение законодательных и иных нормативных правовых актов приводит к тому, что в образовательных учреждениях оплата за оказание платных дополнительных образовательных услуг, целевые взносы физических и юридических лиц продолжают взиматься наличными денежными средствами, а не путем перечисления на лицевой счет образовательного учреждения. В ряде образовательных учреждений ежегодные публичные отчеты о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств не рассматриваются на заседаниях родительских комитетов, управляющих советов.На основании изложенного необходимо усилить меры по недопущению незаконного сбора денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся в образовательных учреждениях, с этой целью: 1. Не допускать неправомерных сборов денежных средств с обучающихся и их родителей (законных представителей), принуждения со стороны работников, органов местного самоуправления и родительской общественности к внесению благотворительных средств, сбора наличных денежных средств. 2. Неукоснительно исполнять требования Федерального Закона от 1О июля 1992 года NQ3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 11 августа 1995 года NQ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федерального закона от 7 февраля 1992 года NQ2300-1 «О защите прав потребителей», постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года NQ505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», и иных нормативных правовых актов о порядке привлечения и использования благотворительных средств в образовательных учреждениях. 3. Принимать оплату за предоставление платных образовательных услуг, целевые взносы и добровольные пожертвования посредством безналичных расчетов на лицевые счета образовательных учреждений. 4. Обеспечить размещение полной и объективной информации о порядке предоставления платных услуг, порядке привлечения целевых взносов и пожертвований, порядке обжалования неправомерных действий по привлечению дополнительных финансовых средств в образовательном учреждении в доступном для родителей (законных представителей) месте. 5. Представлять ежегодно публичные отчеты о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств в образовательном учреждении на сайте образовательного учреждения. 6. Руководителям органов управления образованием муниципальных районов и городских округов: 6.1. усилить контроль за организацией платных образовательных услуг, привлечением спонсорских средств в образовательных учреждениях. 6.2. Организовать работу постоянно действующего «телефона доверия» по вопросам привлечения денежных средств родителей (законных представителей ). 6.3. По всем обращениям родителей (законных представителей), связанным с нарушением порядка привлечения дополнительных финансовых средств, проводить служебное расследование. :. 6.4. За неисполнение требований привлекать виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством. 6.5. Данное инструктивно-методическое письмо довести до сведения руководителей образовательных учреждений. 7. Руководителям образовательных учреждений: 7.1. Разместить в образовательных учреждениях на специальных стендах, а также на официальных сайтах образовательных учреждений винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» настоящее инструктивно-методическое письмо. 7.2. Пров~сти совещания с работниками образовательного учреждения для ознакомления с настоящим инструктивно-методическим письмом. 7.3. Провести родительские собрания для ознакомления с настоящим инструктивно-методическим письмом родителей (законных представителей) обучающихся. 7.4. Принять во внимание, что за нарушение правил оказание платных дополнительных образовательных услуг предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»
|